В последнее время вновь обострилось противостояние между властью и оппозицией. Поводом этому на этот раз послужило «Соглашение», заключенное между Правительствами Абхазии и России.

Обсуждение политического документа,  развернувшееся в обществе после его подписания, не могло раскрыть в полном объеме содержание «Соглашения» и адекватно оценить степень его значимости в контексте текущего времени.

Продолжающаяся полемика еще более обостряет ситуацию в стране и не учитывает интересов народа и его политического настроения. В своей внешнеполитической ориентации он давно определился и стабильно придерживается ее.[1]

 Полемика так и не стала подспорьем в понимании острой  необходимости взаимовыгодного сотрудничества  России и Абхазии, которое для нас альтернативы не имеет. Тем более, когда наш собственный социально-экономический потенциал по-прежнему продолжает снижаться, и  у политической элиты нет даже понимания того, как можно остановить этот процесс.

Из контекста полемики выпала так же и национальная безопасность от внешних угроз, являющаяся, пожалуй, самым уязвимым местом абхазского общества. Тем более в наше время, когда мир, в котором мы живем, стремительно меняется, точнее говоря, разрушается и столь же стремительно возрастает угроза человеческой жизни. Каким будет предстоящий мир, трудно сегодня предрекать. Вероятнее всего он будет другим, но каковы будут последствия меняющегося мира для нас? Ожидать, что в новом мире будут такие порядки,  которые обеспечат безопасность  стран и народов, в том числе и Абхазии, не приходится. Очевидно, что без кооперирования с Россией поддерживать свою национальную безопасность мы не сможем.

При этом важно учитывать, что именно в этой сфере, в сфере обеспечения национальной безопасности, Россия и Абхазия вступают в отношения взаимозависимости, взаимозаинтересованности. Не только Абхазия заинтересована в России, но и Россия заинтересована в Абхазии, занимающая важное для нее геостратегическое положение. В условиях современных угроз и вызовов именно эта сфера  становится основой их взаимовыгодного сотрудничества.

Когда речь идет о взаимовыгодном сотрудничестве  важно так же учитывать, что Россия и Абхазия лишь недавно (2008 г.) вступили в такие отношения – в отношения равные de Jure, будучи не равными de Facto. Ни у России, ни у Абхазии нет еще достаточного опыта взаимодействия в таком, отнюдь непростом, формате. При этом они весьма ассиметричны, что не может не сказаться в их взаимодействиях. Это обстоятельство обязывает государственных служащих, готовящих такие документы, быть весьма внимательными и ответственными.

Именно это обстоятельство сказалось на государственных служащих Абхазии, которые действовали по принципу: мы приняли документ, а вы там как хотите! Прежде чем подписывать «Соглашение», им следовало провести предварительную апробацию, научную экспертизу и другие организационные процедуры на предмет соответствия его требованиям действующего законодательства.

 Недоумение вызывает и время обсуждения «Соглашения». При такой тревожной международной ситуации, когда мир на глазах рушится, человечество оказалось на пороге ядерной катастрофы, когда проводимая Россией Специальная военная операция на Украине усилиями коллективного запада превращается в глобальную войну, устраивать публичное обсуждение документа, в котором речь идет об имущественных интересах, мягко говоря, более чем не корректно. Более созвучным текущему времени было бы и более нравственно выглядело бы, если мы сегодня обсуждали, как нам помочь  России, причем не на словах, а на деле.

Проблема, с которою абхазское общество ныне столкнулось, простого решения не имеет. Ситуация усугубляется еще и тем, что возникший в последние десятилетия дефицит легитимности власти  все еще продолжается.[2]

Трудно народу поверить властям, которые его так часто обманывали. Чтобы избежать эскалации напряженности в обществе, власти следует, на наш взгляд, перенести ратификацию «Соглашения» на более поздний срок, доработать и привести его в соответствие  с Конституцией РА, законами «О международных договорах», «Об особо охраняемых  природных территориях», Земельным кодексом, Лесным кодексом и др. с учетом стратегических национальных интересов Абхазии.


[1] По данным опроса ЦСЭИ, проведенного в августе 2021 г., 95,1% респондентов ответили, что именно Россия является главным стратегическим партнером Абхазии

[2] По итогам последних выборов в Парламент РА из 120 тыс. чел, внесенных в список избирателей, проголосовало за избранных депутатов 42 тыс. чел (35%) или 21% от численности населения старше 18 лет

От L G

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *